Подписаться на новости Центра

Email:

Партнеры

Дипломная работа Екатерины Соловьевой
ФОРМИРОВАНИЕ МЕДИАРЕЛЬНОСТИ

← СОДЕРЖАНИЕ
← ГЛАВА II. УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОСТРАНСТВА МЕДИА

ГЛАВА III. ОТ ТЕОРИИ МЕДИА К МЕДИАФИЛОСОФИИ
1. ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ МЕДИАФИЛОСОФИИ.

Конечно же, одной из первых ласточек формирования медиафилософии было более расширенное осознание такого феномена как медиа. Книга Маршалла Маклюэна «Понимание медиа: Внешние расширения человека» (1964) стала одним из первых исследований, в котором говорилось, что средства массовой коммуникации должны стать объектом исследования сами по себе и что они влияют на человека и общество сами по себе. Уже Маклюэн заявляет, что медиа не просто технические средства, а средства расширяющие границы человека, это некое продолжение его тела и органов чувств. Но эти расширения в последствие отделяются от человека («самоампутируются») и приобретают над ним власть. Развитие же электронных средств коммуникации стало завершающим этапом в «самоампутации» человеческого сознания. Способности человека «вышли» за пределы человека, приобрели собственную логику и стали навязывать ее человеку вне зависимости от его желания. Перед вновь образовавшейся системой человек оказывается слабым и зависимым существом, но он не осознает этого, поэтому радуется вновь открывшимся возможностям и с оптимизмом себя теряет, как Нарцисс, опьяненный своим отражением в воде.
Слово «нарцисс» «происходит от греческого слова наркозис, или «оцепенение» <...> основная идея этого мифа в том, что люди мгно¬венно оказываются зачарованы любым расширением самих себя в любом материале, кроме них самих».[21]
Метафора Нарцисса является одной из актуальных тем, занимающих медиафилософию. Человек более не видит себя как себя, как «Я». Человек видит всегда Другого, «влюбляется» в Другого и перекраивает себя, свое тело в соответствии с образом Другого. Ведь другой всегда лучше и самодостаточнее. Это идеальный Другой. Плоскостью отражения этого Другого выступают медиа. Экран — плоская поверхность озера, зеркало. Человек в последствии и сам превращается в плоский экран, надев на себя образ Другого.
Фото 5. «Человек есть плоский экран» (кадр из кинофильма «Инк»)

Фото 5. «Человек есть плоский экран» (кадр из кинофильма «Инк»)


Немного статистики: 96% поколения двухтысячных состоит в социальных сетях. Социальные сети даже превзошли порнографию, именно они — самое популярное время препровождения. Чтобы получить 50 миллионов слушателей, радио потребовалось 38 лет. Чтобы получить 50 миллионов зрителей, телевидению потребовалось 13 лет. Чтобы получить 50 миллионов пользователей, сети интернет потребовалось 4 года, iPod — 3 года. Facebook собрал 200 миллионов пользователей меньше, чем за год. Около 80% компаний используют социальные сети для поиска новых сотрудников. Youtube — вторая по величине поисковая система в мире. Каждую минуту в нее загружают более ста часов видео. В Wikipedia (гавайское wiki — быстрый) более 15 миллионов статей. Согласно исследованиям, статьи не менее точны, чем статьи в Британской энциклопедии. Существует более 200 миллионов блогов. Ежедневно в Facebook меняется более 60 миллионов статусов. Мы больше не ищем новости. Они сами нас находят. Я бы даже сказала, мы не ищем Другого, он всегда сам нас находит. Эпоха медиа — эпоха управляемого нарциссизма, управляемого средствами медиа.
Следующей предпосылкой формирования медиафилософии стал афоризм того же Маклюэна «The medium is the massage» (из названия его следующей книги «The Medium is the Massage: An Inventory of Effects» (1967)). Афоризм заключает в себе некую игру слов. С одной стороны это все то же «Медиа есть сообщение», с другой, изменив всего одну букву в слове «massage», автор говорит о медиа, как веке масс (mass age).
“Медиа в качестве медиа проявляются тогда, когда образуют форму масс. Иными словами, когда они создают среду тотальной коммуникации, тогда овладевают массами, а когда становятся массовыми, тогда создают массовое общество».[22]
В этом непрекращающемся процессе деформации возникают новые элементы — коммуниканты, являющиеся составными частями медиального тела, клетки единого организма, сообщающиеся между собой и, с одной стороны, обуславливающие существование этого тела, с другой стороны, используемые медиальным телом. Коммуниканты — люди медиа эпохи, подвергшиеся деформации медиями с инкорпорированным медиасознанием. Это часть медиа тела тождественная самому медиа телу. Это связующие звена, образующие «медиа соту», в которой для каждого человека найдется свое место по «интересам», но всегда с уже четкими невидимыми границами. Свобода выбора лишь постольку свобода выбора, что ты всегда можешь выбрать ячейку, но всегда остаешься в «медиа соте». И каждое новое микро сообщество с «иными» взглядами на какое-либо явление — это всего лишь очередная ячейка «медиа соты». Базой ячейки является коммуникативное действие. «Коммуникация — не есть способ трансляции чего-то, а способ создания новой структуры».[23] Структуры массового общества. Человек воспринимает общество как множество других похожих на него индивидов, одевающихся в одних и тех же магазинах, ездящих на тех же машинах и поездах, читающих те же журналы. Массовое общество становится обществом потребления. Реальность медиа обусловлена двумя точками: потреблением и производством. Спрос рождает производство. Но и производство рождает спрос. Рождается иллюзия вседоступности. Мы вроде всех знаем, но мало с кем знакомы, мы все видели, но мало где были. Медиареальность становится актуальной реальностью, в которой определяется качество твоей жизни: что есть, как носить, с кем быть. Но является ли такое существование подлинным? Проблема уже переносится в онтологическую сферу: существование подлинное и неподлинное. Для неподлинного существования (в понимании экзистенциалистов) характерны такие черты, как перевес моментов настоящего, поглощенность своей средой (предметной или социальной), склонность рассматривать себя как вещь, отгораживание человека от его конечности миром вещей, возникновение феномена «среднего» человека, который ставится на место действительного человека.
Подлинное же существование характеризуется направленностью к смерти, осознанием человеком его конечности, достижимости бытия только «перед лицом смерти».
Хайдеггер говорит нам, что существует два модуса бытия-в-мире: собственности и несобственности. Смысл в том, что «присутствие» определяется через «всегда-мое». «Несобственность присутствия означает однако не где-то “меньше” бытия или “низшую” ступень бытия. Несобственность может наоборот обусловить полнейшую конкретность присутствия в его деловитости, активности, заинтересованности, жизнерадостности».[24] И именно несобственное присутствие становится ключевым в качественном описании медиасубъекта.
Окончательное оформление медиафилософии произошло в Германии, когда в открылась кафедра «Медиафилософии» в университете Баухаус (г. Веймар), возникло международное общество медиафилософов, центр «Медиафилософии» (СПбГУ), когда по всему миру стали проводиться научные конференции по медиафилософии, когда хлынул поток статей по медиафилософии. Тогда уже не стало сомнения, что медиафилософия не может не быть.

2. МЕДИАТЕОРИЯ И МЕДИАФИЛОСОФИЯ.

И все же, медиа — это теория коммуникаций или медиа — предмет некой новой философии.
Теория (греч.θεωρία — рассмотрение, исследование) — это всегда совокупность умозаключений, которые отражают связи и отношения между явлениями объективной реальности. Теория также может являться учением, системой идей или принципов. Зачастую совокупность обобщенных положений, фундирующих науку или ее раздел. Функции теории понимать, объяснять и прогнозировать различные проявления объекта теории, в теории происходит разработка терминологии.
Философия же строит систему знания о мире как целом, об отношении человека к миру, то есть о разуме, о познании, о нравственности и т.д. «Ее задача — не одна какая-нибудь сторона существующего, а все существующее, вся вселенная в полноте своего содержания и смысла; она стремится не к тому, чтобы определить точные границы и внешние взаимодействия между частями и частицами мира, а к тому, чтобы понять их внутреннюю связь и единство».[25]
Когда мир заговорил о более широком понимании медиа, о том, что относить к медиа, о количественных и качественных характеристиках медиа, зародилась теория медиа.
Когда теоретики заговорили о то, что «медиа не столько предмет познания, но сами есть условия познания, действия, мысли»[26]» , тогда возникла медиафилософия.
Теория коммуникации, теория медиа всегда уже, чем медиафилософия, чьим предметов становится медиареальность, мир за которым беспрестанно следит сам зритель или пользователь. Это уже не просто теории межличностных, групповых и т.д. коммуникаций. Это способ бытия-в-мире. Несомненно, медиафилософия связана с теорией медиа, с изучением основ коммуникации. Можно сказать, она вырастает из нее. Коммуникация онтологизируется. Возникает медиареальность, которая сплетается с нашим существованием и задает определенные формы чувствования, восприятия и деятельности.
Медиальное воздействие на человека превосходит любое другое возможное в наше время. Медиафилософия вбирает в себя проблематику многих других наук и актуализирует ее.
«Иконический поворот» фиксирует переход к новой визуальности, к слиянию мира и картины мира, Я и Другого. Изменилось восприятие человека, изменилось понятие реальности. Медиафилософия не ставит вопросов о средствах и механизмах коммуникации, но об условиях бытия-в-мире.

3. ПРЕДМЕТ МЕДИАФИЛОСОФИИ.

«Предметом медиафилософии является медиареальность, заданная новыми технологиями и включающая человека как условия, средства и цели коммуникации. Медиафилософия, решает проблемы, которые прежде относились к сфере интересов философии науки, философии культуры, социологии, политологии, эстетики и теории искусства, под углом зрения воздействия результатов высоких технологий на человека. Иными словами, она продумывает ситуацию воздействия на человека, на его картину мира, мировоззрение, способ идентификации, на его тело и чувства средств массовых коммуникаций; она заостряет вопрос как возможно существование человека в ситуации всевозрастающего потока соблазняющей, увлекающей и, неизбежно, растворяющий его в себе медиареальности. При этом существует последовательность: вначале медиа захватывают внимание человека, доставляя ему информацию и удовольствие, становятся средством работы, со-общают с другим, а затем, информируя во всем и со всеми, поглощают его целиком. В связи с этим радикально настроенные медиафилософы полагают, что создается совершенно новая ситуация философской рефлексии: «Мыслитель должен мгновенно отвечать на поставленные вопросы и принимать решение, а прежде удовлетворявшие нас теории техники, традиция этической рефлексии или теория познания более не в состоянии нам помочь». — говорит проф. Норберт Больц».[27]
Медиафилософия анализирует роль того или иного медиа: условие его возникновения, способы функционирования, распространения, а не оценивает в оценочных категориях. Медиафилософия анализирует те медиа, которые конституируют медиареальность и новую визуальность. Философская рефлексия направляется на осмысление медий внутри нас, на то выработку новых методов познания быстроменяющейся реальности.
Феномен реальности перестает восприниматься в качестве онтологически фундированного и воспринимается в качестве феномена символического порядка. Современное общество конституируется как общество тотальной визуальности. Характеристикой медиареальности является то, что она заставляет поверить: именно такой и должна быть подлинная реальность.
«Тематически структурированные образные миры должны привести к сюрреалистическому уплотнению переживания, которое в результате должно оказаться, и оказывается, более реальным, чем сама реальность. Достичь этой цели не так уж и невозможно. Ибо что влечет в мире образов? То, что они оптически выразительнее и более адаптированы к потребностям восприятия, чем реальность».[28]
Сегодня каждый хочет иметь те образы, которыми он видит. Любой может взять в руки автоматическую камеру и сразу же начать снимать. «Вы только нажмите кнопку, – обещает фирма «Кодак», – мы сделаем все остальное». Причем время «умеющих снимать», по всей видимости, подходит к завершению, снимать сегодня умеют все, потому как «умеет» сама камера. Более того, каждый может снять свой фильм, взяв в руки видеокамеру. И его даже покажут по какому-нибудь «неформальному» телеканалу. Каждый может в интернете сделать свой он-лайн канал и показывать там то, что считает «объективным», делать свои новости, свои передачи. Реальность распалась на множество осколков, как зеркало в «Снежной королеве». Мы видим сквозь призму тех осколков, которые к нам попали. Но даже через них, мы смотрим не на подлинную реальность, а на реальность медиа.
Поток трансформаций повседневности захватывает все новые сферы, втягивая нас в среду коммуникантов, обладающих собственной стратегией. Но эта стратегия всегда связана с самой медиареальностью. Она, как головной мозг, сообщает Что и Как должно быть, сообщает посредством образов.
Одной из, так называемых, чум XX столетия стала барбимания. Кукла Барби – главный символ гламура всех времен и народов. Ее корни произрастают из Германии. Лили – прообраз Барби – персонаж комиксов для взрослых, которая являла собой идеал арийской расы: белые волосы, правильные черты лица, красивое тело. Комиксы о сексапильной арийке были столь популярны, что незамедлительно их героиня перевоплотилась в маленькую куколку с пышным бюстом и стройными ножками, которая продавалась в табачных лавках и пивнушках. В скором времени кукла стала воплощением мечты о настоящей взрослой жизни. Девочки все как одна стали отрабатывать схему успешной жизни: одежда, дом, машина, мебель. На случай скуки собачка или детишки, которых можно в любой момент заткнуть соской и убрать подальше, и Кен, который обязан развлекать милую девушку Барби. Вечеринки, гулянки, путешествия, шопинг, салоны красоты – потребление как главная ценность. Результат – толпы «живых» Барби, десятилетиями ходящие по улицам, осуществляющие «жизнь» по образу и подобию куколки. Кстати, барбимания захватила и мусульманские страны, только в обличии Фуллы – темноглазой красавицы. Что в очередной раз доказывает тотальную власть новой визуальности и пребывание всех в новой реальности медиа вне зависимости от расы, культурных или религиозных традиций.

→ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Share