ЭПИСТЕМОЛОГИЯ ВИЗУАЛЬНОГО ОБРАЗА В ИСКУССТВЕ
1. Кончилась ли эпоха постмодерна? (4 часа)
Философская проблема времени. Специфика календарного, исторического, субъективного биологического времени. Ускорение исторического времени. Режим актуальности. Конфигурация современности. Критика модерна и деконструкция постмодерна. Постмодерн — эпоха, образ мысли, стиль жизни, направление в искусстве, ситуация гуманитарного знания. Проблема начала и конца постмодернистской эпохи. Эзотеризм модерна — экзотеризм постмодерна. Аутизм и антиэстетизм актуального искусства — субтильная месть обществу потребления.
2. Концепция постинформационной эпохи (4 часа)
Время эпохи пост. Проблема массовой ин- и деформации человека. Информационная эпоха — эпоха дефицита информации. Компьтерная реальность архаического. От метафизики к телесности. Тактильная депривация. Феномен боли (Э.Юнгер). Общество обезболенных. Деструкция и аутодеструкция. Проект не/насилия. От мифического к божественному насилию (В.Беньямин). Эксперимент в науке и искусстве. Закон симметрии ран архаического космоса. Виртуальное кладбище “Новые Литераторские мостки”. Аутодеструктиные тенденции актуального искусства.
3. Искусство — форма сопротивления обществу потребления (4 часа)
Апроприация энергии протеста художника в аттрактивные моменты общества консюмеризма. Фигура куратора: его функции в ре/презентации искусства. Кто такой культурал? Авангардный протест и поставангардный проект. Искусство тела — оппозиция оптикоцентризму цивилизации. Перформанс — конверсив топоса. Перверсия стратегий творчества в ХХ веке. Аутизм и антиэстетизм актуального искусства. Отличие форм отечественного и западного протеста в искусстве. Реактивность художественного высказывания. Искусство как форма топологической рефлексии. Художник как доносчик
4. Цивилизация образа? (4 часа)
Онтологический, лингвистический и икониченский повороты в культуре ХХ века. От лозунга: нами говорит язык, к прозрению — нами видит образ. Что мы видим и что не видим, а также кто видит нами. От онтологии образа к философии фотографии. Насилие взгляда. Феномен насилия в фотографии. Концепт «фотография — поза логоса». Специфика жанра ню в постэротическую эпоху. Характерные черты кураторского фотопроекта. Ф. Ницше как куратор. Ницше на фотографии, о фотографии. Фотография — поза логоса. Фотография — знак фотографии. Экология восприятия.
3.2. Практические занятия – 4 часа
Наименование тем практических занятий:
- Проблема исторического и субъективного времени
- Постмодерн — эпоха, образ мысли, стиль жизни, направление в искусстве, ситуация гуманитарного знания.
- Феномен боли в современной цивилизации.
- Как нами видит образ?
3.3. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы
- Характерные черты информационного общества.
- Почему в информационном обществе растет дефицит информации?
- Феномен боли в искусстве эпохи постмодерна.
- Экология восприятия в цивилизации образа.
3.4. Темы выпускных работ
- Человек информационной эпохи
- Иконический поворот в культуре
- Специфика кураторского проекта
- Перверсия стратегий творчества в ХХ веке.
- Рождение перформанса из духа живописи
- Философия фотографии
3.5. Темы рефератов
- Савременое искусство и философия: стратегии взаимоузнавания
- Социальная база художественного потребления
- Институциональная природа современного искусства.
- Трансформация субъективности и самоидентификации в новой инфо- и техно-сфере.
- Дезориентация — невроз современности.
- Анонимные формы коммуникации и насилие в структуре сообщения.
- Концепция постинфорамационного общества.
- Философская и художественная рефлексия.
- Коммуникация философа и художника.
- Философ и критик, искусствовед.
- Функции искусства в постинформационном обществе .
- Искусство как способ сопротивления массовой информации.
- Перформанс как конверсия топоса.
- Аутодеструктиные тенденции актуального искусства.
- Тематизация актуального искусства искусствоведами и философами.
- Фигура куратора: его функции в ре/презентации искусства.
- Культурал и интеллектуал.
- Конфликт — экстремальная форма коммуникации.
- Фотография как средство коммуникации.
- Фотография как концепт (желание объекта).
- Фигура куратора: его функции в ре/презентации искусства.
- Кто такой культурал?
3.6. Примерный перечень вопросов к зачету (экзамену) по модулю (всему курсу)
- Философская проблема времени
- Ритуалы и жертвоприношения как способ коммуникации с сакральным в архаическом обществе: понятие “потлач” (М. Мосса), “трата” (Ж. Батая). Ритуал в современном искусстве.
- Технические предпосылки актуальнлого искусства.
- Субъект-объектные отношения как матрица отношений эпохи просвещения сознания.
- Информация и коммуникация. Гиперреальность постмодернисткого искусства.
- Дезориентация — невроз современности. Общество обезболенных.
- Стерильность пространства коммуникации и иррациональность актуального искусства.
- Компьютенрная реальность архаического.
- Концепция постинфорамационного общества и искусство.
- Философская и художественная рефлексия.
- Функции искусства в постинформационном обществе .
- Искусство как способ сопротивления массовой информации.
- Перформанс как конверсия топоса.
- Тематизация актуального искусства искусствоведами и философами.
- Фигура куратора: его функции в ре/презентации искусства.
- Культурал и интеллектуал.
- Фотография как концепт (желание объекта).
- Анестезия социального поля
- Рождение перформанса из духа живописи
- Перформанс — конверсив внутреннего тела
- Акционизм как форма топологической рефлексии
- Насилие в цивилизации комфорта
- Общество обезболенных. Феномн боли
- Критика и деконструкция
- Институциональная власть критики и масс-медийная власть деконструкции
- Реактивность художественной рефлексии
- Феномен насилия в фотографии.
- Как нами видит образ?
4. Учебно-методическое обеспечение курса
4.1. Необходим компьтер для демонстрации визуального материала.
4.2. Активные методы обучения
В данном курсе используются классические аудиторные методы и самостоятельный анализ актуального искусства, нгаписание рефератов и критических текстов.
4.3. Материальное обеспечение дисциплины, технические средства обучения и контроля
Компьютерный класс, стандартно оборудованные лекционные аудитории.
4.4. Методические рекомендации (материалы) преподавателю по организации практических занятий с использованием компьютерной поддержки
- не позднее, чем за неделю до начала занятий, подать заявку в на подготовку компьютерных классов и проведение практических занятий работ;
- проверить готовность слушателей к предстоящему практическому занятию;
- выдать слушателям индивидуальные задания, описывающие ситуации и проблемы, которые необходимо проанализировать и оценить;
- дать рекомендации слушателям по наиболее качественному исполнению заданий.
4.5. ЛИТЕРАТУРА
4.5.1. Основная
- Барт Р. Camera lucida. – М.: Изд-во “Ad Marginem”. – 1997.
- Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. Избранные эссе. М., 1996.
- Бодрийар Ж. Злой демон образов // Искусство кино, 1992, № 10.
- Вирилио П. Информационная бомба. Стратегия обмана. М., Гнозис, 2002.
- Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. М.,1988.
- Дебор Ги. Общество спектакля. М. Логос, 2000
- Кампер Д. Взгляд и насилие. // Альманах “СТ” № 1(11). 2000.
- Киттлер Ф. Оптические медиа. Берлинские лекции 1999 г. М., 2009
- Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. Пер. с франц. — М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 1998.
- Маклюэн М. Понимания Медиа: внешние расширения человека. М., 2003.
- Мосс М. Техники тела.\\ Общества.Обмен.Личность. Труды по социальной антропологии. М., 1996.
- Савчук В.В. Конверсия искусства. – СПб.: Петрополис, 2001.
- Савчук В.В. Режим актуальности. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2004.
- Савчук В.В. Философия фотографии. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2005.
- Фукуяма Ф. Конец истории? // Вопросы философии. – 1990. № 3.
- Флюссер В. За философию фотографии. / Пер. с нем. Г. Хайдаровой. СПб., Изд-во Санкт-Петербургского ун – та, 2008.
- Хайдеггер М. Исток искусства и предназначение мысли. // Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет. М.: Гнозис, 1993.
- Юнгер Э. О боли // Ст-Ступени. 2000, № 1(11).
4.5.2. Дополнительная
- Барт Р. Фотографическое сообщение // Барт Р. Система моды. Статьи по семиотике культуры. М., Изд-во им. Сабашниковых, 2003.
- Батай Ж. Гегель, смерть и жертвоприношение / Пер. С. Л. Фокина // Танатография Эроса. — СПб.: Мифрил, 1994.
- Кошут Дж. Искусство после философии. // Искусствозниние. 2001, № 1.
- Лиотар Ж.-Ф. Ответ на вопрос: что такое постмодерн? // Ступени: Философский журнал. – 1994, № 2(9). – С.86-98.
- Медиафилософия I.. Основные проблемы и понятия/ Под редакцией В.В. Савчука. СПб.: Санкт-Петербургское научное философское общество, 2008.
- Медиафилософия II. Границы дисциплины. / Под. ред. В.В. Савчука, М.А. Степанова. СПб., Изд-во Санкт-Петербургского философского общества. 2009.
- Медиафилософия III. Фотография. / Под редакцией В. В. Савчука, М. А. Степанова. – СПб.: Санкт-Петербургское Философское общество, 2009.
- Моль А Теория информации и эстетическое восприятие. М., 1966
- Петровская Е. Непроявленное: Очерки по философии фотографии. – М.: Ad Marginem, 2002;
- Подорога В. Непредъявленная фотография. Заметки по поводу «Светлой комнаты» Р. Барта // Авто-био-графия. Тетради по аналитической антропологии. № 1. М., 2001;
- Вахтель Э. «Идиот» Достоевского. Роман как фотография. // Новое литературное обозрение. 2002, № 5 (57).
Автор: Савчук Валерий Владимирович — доктор филос. наук., профессор философского факультета СПбГУ, член Международного союза историков искусств и художественных критиков (АИС).