ЭПИСТЕМОЛОГИЯ ВИЗУАЛЬНОГО ОБРАЗА В ИСКУССТВЕ

1. Кончилась ли эпоха постмодерна? (4 часа)

Философская проблема времени. Специфика календарного, исторического, субъективного биологического времени. Ускорение исторического времени. Режим актуальности. Конфигурация современности. Критика модерна и деконструкция постмодерна. Постмодерн — эпоха, образ мысли, стиль жизни, направление в искусстве, ситуация гуманитарного знания. Проблема начала и конца постмодернистской эпохи. Эзотеризм модерна — экзотеризм постмодерна. Аутизм и антиэстетизм актуального искусства — субтильная месть обществу потребления.

2. Концепция постинформационной эпохи (4 часа)

Время эпохи пост. Проблема массовой ин- и деформации человека. Информационная эпоха — эпоха дефицита информации. Компьтерная реальность архаического. От метафизики к телесности. Тактильная депривация. Феномен боли (Э.Юнгер). Общество обезболенных. Деструкция и аутодеструкция. Проект не/насилия. От мифического к божественному насилию (В.Беньямин). Эксперимент в науке и искусстве. Закон симметрии ран архаического космоса. Виртуальное кладбище “Новые Литераторские мостки”. Аутодеструктиные тенденции актуального искусства.

3. Искусство — форма сопротивления обществу потребления (4 часа)

Апроприация энергии протеста художника в аттрактивные моменты общества консюмеризма. Фигура куратора: его функции в ре/презентации искусства. Кто такой культурал? Авангардный протест и поставангардный проект. Искусство тела — оппозиция оптикоцентризму цивилизации. Перформанс — конверсив топоса. Перверсия стратегий творчества в ХХ веке. Аутизм и антиэстетизм актуального искусства. Отличие форм отечественного и западного протеста в искусстве. Реактивность художественного высказывания. Искусство как форма топологической рефлексии. Художник как доносчик

4. Цивилизация образа? (4 часа)

Онтологический, лингвистический и икониченский повороты в культуре ХХ века. От лозунга: нами говорит язык, к прозрению — нами видит образ. Что мы видим и что не видим, а также кто видит нами. От онтологии образа к философии фотографии. Насилие взгляда. Феномен насилия в фотографии. Концепт «фотография — поза логоса». Специфика жанра ню в постэротическую эпоху. Характерные черты кураторского фотопроекта. Ф. Ницше как куратор. Ницше на фотографии, о фотографии. Фотография — поза логоса. Фотография — знак фотографии. Экология восприятия.

3.2.      Практические занятия  – 4 часа

Наименование тем практических занятий:

  • Проблема исторического и субъективного времени
  • Постмодерн — эпоха, образ мысли, стиль жизни, направление в искусстве, ситуация гуманитарного знания.
  • Феномен боли в современной цивилизации.
  • Как нами видит образ?

3.3.         Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы

  • Характерные черты информационного общества.
  • Почему в информационном обществе растет дефицит информации?
  • Феномен боли в искусстве эпохи постмодерна.
  • Экология восприятия в цивилизации образа.

3.4.      Темы выпускных работ

  • Человек информационной эпохи
  • Иконический поворот в культуре
  • Специфика кураторского проекта
  • Перверсия стратегий творчества в ХХ веке.
  • Рождение перформанса из духа живописи
  • Философия фотографии

3.5.      Темы рефератов

  • Савременое искусство и философия: стратегии взаимоузнавания
  • Социальная база художественного потребления
  • Институциональная природа современного искусства.
  • Трансформация субъективности и самоидентификации в новой инфо- и техно-сфере.
  • Дезориентация — невроз современности.
  • Анонимные формы коммуникации и насилие в структуре сообщения.
  • Концепция постинфорамационного общества.
  • Философская и художественная рефлексия.
  • Коммуникация философа и художника.
  • Философ и критик, искусствовед.
  • Функции искусства в постинформационном обществе .
  • Искусство как способ сопротивления массовой информации.
  • Перформанс как конверсия топоса.
  • Аутодеструктиные тенденции актуального искусства.
  • Тематизация актуального искусства искусствоведами и философами.
  • Фигура куратора: его функции в ре/презентации искусства.
  • Культурал и интеллектуал.
  • Конфликт — экстремальная форма коммуникации.
  • Фотография как средство коммуникации.
  • Фотография как концепт (желание объекта).
  • Фигура куратора: его функции в ре/презентации искусства.
  • Кто такой культурал?

3.6. Примерный перечень вопросов к зачету (экзамену) по модулю (всему курсу)

  • Философская проблема времени
  • Ритуалы и жертвоприношения как способ коммуникации с сакральным в архаическом обществе: понятие “потлач” (М. Мосса), “трата” (Ж. Батая). Ритуал в современном искусстве.
  • Технические предпосылки актуальнлого искусства.
  • Субъект-объектные отношения как матрица отношений эпохи просвещения сознания.
  • Информация и коммуникация. Гиперреальность постмодернисткого искусства.
  • Дезориентация — невроз современности. Общество обезболенных.
  • Стерильность пространства коммуникации и иррациональность актуального искусства.
  • Компьютенрная реальность архаического.
  • Концепция постинфорамационного общества и искусство.
  • Философская и художественная рефлексия.
  • Функции искусства в постинформационном обществе .
  • Искусство как способ сопротивления массовой информации.
  • Перформанс как конверсия топоса.
  • Тематизация актуального искусства искусствоведами и философами.
  • Фигура куратора: его функции в ре/презентации искусства.
  • Культурал и интеллектуал.
  • Фотография как концепт (желание объекта).
  • Анестезия социального поля
  • Рождение перформанса из духа живописи
  • Перформанс — конверсив внутреннего тела
  • Акционизм как форма топологической рефлексии
  • Насилие в цивилизации комфорта
  • Общество обезболенных. Феномн боли
  • Критика и деконструкция
  • Институциональная власть критики и масс-медийная власть деконструкции
  • Реактивность художественной рефлексии
  • Феномен насилия в фотографии.
  • Как нами видит образ?

4.   Учебно-методическое обеспечение курса

4.1. Необходим компьтер для демонстрации визуального материала.

4.2.      Активные методы обучения

В данном курсе используются классические аудиторные методы и самостоятельный анализ актуального искусства, нгаписание рефератов и критических текстов.

4.3.      Материальное обеспечение дисциплины, технические средства обучения и контроля

Компьютерный класс, стандартно оборудованные лекционные аудитории.

4.4.      Методические рекомендации (материалы) преподавателю по организации практических занятий с использованием компьютерной поддержки

  • не позднее, чем за неделю до начала занятий, подать заявку в на подготовку компьютерных классов и проведение практических занятий работ;
  • проверить готовность слушателей к предстоящему практическому занятию;
  • выдать слушателям индивидуальные задания, описывающие ситуации и проблемы, которые необходимо проанализировать и оценить;
  • дать рекомендации слушателям по наиболее качественному исполнению заданий.

4.5.      ЛИТЕРАТУРА

4.5.1.   Основная

  • Барт Р. Camera lucida. – М.: Изд-во “Ad Marginem”. – 1997.
  • Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. Избранные эссе. М., 1996.
  • Бодрийар Ж.  Злой  демон образов // Искусство кино, 1992, № 10.
  • Вирилио П. Информационная бомба. Стратегия обмана. М., Гнозис, 2002.
  • Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. М.,1988.
  • Дебор Ги. Общество спектакля. М. Логос, 2000
  • Кампер Д. Взгляд и насилие. // Альманах “СТ” № 1(11). 2000.
  • Киттлер Ф. Оптические медиа. Берлинские лекции 1999 г. М., 2009
  • Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. Пер. с франц. — М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 1998.
  • Маклюэн М. Понимания Медиа: внешние расширения человека. М., 2003.
  • Мосс М. Техники тела.\\ Общества.Обмен.Личность. Труды по социальной антропологии. М., 1996.
  • Савчук В.В. Конверсия искусства. – СПб.: Петрополис, 2001.
  • Савчук В.В. Режим актуальности. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2004.
  • Савчук В.В. Философия фотографии. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2005.
  • Фукуяма Ф. Конец истории? // Вопросы философии. – 1990. № 3.
  • Флюссер В. За философию фотографии. / Пер. с нем. Г. Хайдаровой. СПб., Изд-во Санкт-Петербургского ун – та, 2008.
  • Хайдеггер М. Исток искусства и предназначение мысли. // Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет. М.: Гнозис, 1993.
  • Юнгер Э. О боли // Ст-Ступени. 2000, № 1(11).

4.5.2.   Дополнительная

  • Барт Р. Фотографическое сообщение // Барт Р. Система моды. Статьи по семиотике культуры. М., Изд-во им. Сабашниковых, 2003.
  • Батай Ж. Гегель, смерть и жертвоприношение / Пер. С. Л. Фокина // Танатография Эроса. — СПб.: Мифрил, 1994.
  • Кошут Дж. Искусство после философии. // Искусствозниние. 2001, № 1.
  • Лиотар Ж.-Ф. Ответ на вопрос: что такое постмодерн? // Ступени: Философский журнал. – 1994, № 2(9). – С.86-98.
  • Медиафилософия I.. Основные проблемы и понятия/ Под редакцией В.В. Савчука. СПб.: Санкт-Петербургское научное философское общество, 2008.
  • Медиафилософия II. Границы дисциплины. / Под. ред. В.В. Савчука, М.А. Степанова. СПб., Изд-во Санкт-Петербургского философского общества. 2009.
  • Медиафилософия III. Фотография. / Под редакцией В. В. Савчука, М. А. Степанова. – СПб.: Санкт-Петербургское Философское общество, 2009.
  • Моль А Теория информации и эстетическое восприятие. М., 1966
  • Петровская Е. Непроявленное: Очерки по философии фотографии. – М.: Ad Marginem, 2002;
  • Подорога В. Непредъявленная фотография. Заметки по поводу «Светлой комнаты» Р. Барта // Авто-био-графия. Тетради по аналитической антропологии. № 1. М., 2001;
  • Вахтель Э. «Идиот» Достоевского. Роман как фотография. // Новое литературное обозрение. 2002, № 5 (57).

Автор: Савчук Валерий Владимирович — доктор филос. наук., профессор философского факультета СПбГУ, член Международного союза историков искусств и художественных критиков (АИС).