Подписаться на новости Центра

Email:

Партнеры

Цикл лекций Николая Кононихина «Внутри искусства»: проект Валерия Савчука «Виртуальное кладбище "Новые Литераторские мостки"»

Уважаемые друзья и коллеги!

20 января 2016 года в 18.00 в Лектории Русского музея (Михайловский замок, Садовая ул., 2.) начинается цикл лекций Николая Кононихина «Внутри искусства», посвященный художникам и событиям 2000 года. Первая лекция представляет проект Валерия Савчука «Виртуальное кладбище “Новые Литераторские мостки”», который был запущен в Интернете 27.12.1999 г. (сетевой куратор Николай Кононихин, студия «Арт-Медиа»). Презентация пректа прошла 21.01.2000 на фестивале «Весь Петербург-1999» в Манеже, а 02.02.2000 в Музее нонконформистского искусства на Пушкинской-10 открылся Мобилизационный пункт «Виртуального кладбища “Новые Литераторские мостки”». Участниками проекта стали более 40 художников, философов и литераторов.

«Кладбища ведь, как и люди, умирают. После того как на Литераторских мостках похоронили Маневича, затем Новоселова для актуальных литераторов они умерли.
Цель проекта – создать кладбище, объединенное идеей возрождения жанра эпитафии – интеллектуального способа обживания смерти, перед лицом которой только и возможно сохранить пафос серьезности. Симуляция близости к вечности провоцирует интенсивный диалог участников акции, вызывая из бессознательного память древних символов и чувство покоя, даваемое Океаносом.
Эпитафии сегодня – это способ вернуть смерть в культуру, вы(с)казать себя таким, каким не смогут или не захотят показать тебя родные» (Валерий Савчук, 2000).

«Проект Валерия Савчука проблематизирует целый ряд аспектов:

– политический (протест против прихода на Литераторские мостки «денежных» мешков),
– культурный (клуб артистической и художественной публики),
– литературный (возрождение жанра эпитафии),
– институциональный (кладбище как музей современной культуры),
– коммуникативный (сетевое сообщество),
– художественный (акция, эстетизирующая смерть),
– социальный (потеря самоидентификации в эпоху постмодерна).

Перенос “кладбища” в киберпространство привносит “реальное” в “виртуальное”. При этом кибернетическая эстетика виртуального кладбища (печатные платы вместо участков, мониторы вместо надгробий) одновременно дистанцируется от реального кладбища и утверждает новое сетевое сообщество как новую реальность, лежащую вне традиционных представлений о жизни и смерти.
Виртуальное кладбище в Сети – это и музей, и кибер-община, и сетевое кладбище. “Развейте мой прах по Сети”, – такие распоряжения будут оставлять после себя сетевые литераторы, философы, художники, программисты. И чем как ни памятниками (эстетизированным “прахом”) являются разбросанные сегодня по Сети их статьи, картины, проекты и Web-страницы?» (Николай Кононихин, 2000).

Лекторий Государственного Русского музея, Михайловский замок, Садовая ул., 2.
Тел. 570-52-23, 570-56-91.
NikolayGallery.ru, тел. 8-911-9091499.
https://www.facebook.com/events/771485009663069/

Share