Подписаться на новости Центра

Email:

Партнеры

Дорогие коллеги!
29 апреля (пятница) 2011 в 17.00 ауд.108 философского факультета СПбГУ, Менделеевская линия, д. 5. 3-й этаж В Центре медиафилософии на семинаре «ВИЗУАЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ» Овсей Доединов (киновед, теоретик кино, киногурман) выступит с докладом:  IN ABSENTIA т.е. В ОТСУТСТВИЕ (чего же?) – ОБЩИХ МЕСТ (о чём?) – относительно кино – и наряду, вместе с этим – о жизни.
Принципиальное положение гласит: «эффект кино» имеет место тогда, и только тогда, когда рефлексивное сознание обезоружено и обескуражено – «мысль зрелища вытесняет мысль мысли» (Годар), нулевая степень рефлексивности (которая только и делала, что возможным делала) здесь констатирует действительность события, ставшего зрелищем, – и его необходимость для сообщества и индивида.

Т.о., ламентации по поводу смерти субъекта (и далее, ad infinitum – смерти всего, известного субъекту – всех интенциональных объектов, принадлежащих субъекту…) уступают место констатации «мысли зрелища» как новому субъекту – подлежащему нового порядка мысли. А, бывшее прежде «подлежащим», человеческое существование становится «сказуемым»; вернее, должно было бы, – но если не сумел сказать, придѐтся жить.

Такого рода положение дел, интуитивно понятное многим уже с начала «века кино», но до появления какой бы тони было достоверности и картезианской отчѐтливости идей, вызвало в общественной практике две совершенно различных стратегии: в одном случае, мера безъязыкости масс определяет степень их автоматизации, происходящей от нового государства как «повелителя грѐз», «в результате чего политика стала искусством» (Делѐз). В другом же, предел логоцентрического умозрения, получивший выражение в сакраментальной сентенции «то, о чѐм нельзя сказать ясно, о том следует молчать», как бы получает продолжение «… или снять кино». Думается, что именно к этой попытке выразить невыразимое для классической (западной) культуры и можно возвести все те непохожие друг на друга достижения в сфере кино, получившие в средней трети 20 столетия общественное признание как «авторский кинематограф».

Когда мысль мысли берѐт реванш у мысли зрелища, состоящей всецело в манипуляции, кино превращается в «педагогику образа», и не только у Жан-Люк Годара. Своего рода введения в педагогику образа и можно было бы ожидать от меня в рамках семинара «Визуальные практики».
Овсей Доединов

(Родился в 1971 г., учился в 1994-1998 г.г. на философском факультете РГГУ, рос в сени «дикого капитализма», с 2006 г. по настоящий момент регулярный ведущий кинопоказов киноклуба «Братья Люмьер» в галерее Борей в СПб)

Приглашаются vse заинтересованные лица!

Share