Подписаться на новости Центра

Email:

Партнеры

О ЛАБОРАТОРИИ

Лаборатория исследований компьютерных игр (ЛИКИ) — это подразделение научно-исследовательского Центра медиафилософии (одной из ведущих научных школ СПб), занимающееся исследованием компьютерных игр, определением их сущности, медиальной природы, специфических характеристик, особенностей функционирования, влияния на формирование восприятия, телесности, субъективности и изучением их роли в конституировании социальной реальности.

Проблематика компьютерных игр разрабатывалась в Центре медиафилософии с ранних этапов его существования: на конференциях в контексте изучения медиареальности, медиасубъекта, медиатрансформаций представлялись доклады и проводились круглые столы, посвященные этой теме. В частности, круглый стол «Медиаигра: театр активных действий» в рамках Международной научной конференции «Медиафилософия V. Социальные проблемы медиареальности: медианеравенство, медианасилие, медиасвобода» (18-19 ноября 2011 года). Важной вехой в становлении Лаборатории стал доклад С. С. Буглака «Вторжение языка компьютерных игр в язык кино, комиксов, генерального штаба, патологоанатомов, рекламы и философии» на Всероссийской научной конференции «Медиафилософия VI: Языки медиафилософии» (16-17 ноября 2012 года).

К 2012 году созрело концептуальное и методологическое ядро Лаборатории (на базе разработок Центра медиафилософии), которая весной 2013 года получила институциональное оформление.

Сотрудники Центра медиафилософии включали актуальные аспекты философии компьютерных игр в курсовые, дипломные и диссертационные проекты: в 2012 году С. С. Буглак защитил диплом на тему «Игра как принцип реальности», в 2014 году А. В. Денешек защитила магистерскую диссертацию «Видеоигры как новая форма искусства в современной культуре», в 2015 году К. А. Очеретяный защитил кандидатскую диссертацию «Тело как медиа: опыт реконструкции», в которой отдельная глава была посвящена формированию тела геймера. В 2016 году заведующий ЛИКИ К. П. Шевцов в Институте философии СПбГУ защитил докторскую диссертацию «Основные парадигмы концептуализации памяти в философии»: диссертация защищалась по двум специальностям: 09.00.01 (онтология и теория познания) и 24.00.01 (теория и история культуры).

22-23 июня 2013 года в Санкт-Петербурге Центром медиафилософии, Лабораторией и семинаром «Визуальные практики» была организована и проведена первая Всероссийская конференция с иностранным участием «Компьютерные игры — театр активных действий», посвященная исследованию компьютерных игр. Со списком других конференций, организованных при участии ЛИКИ, можно ознакомиться здесь.

С сентября 2013 года в Институте философии СПбГУ (ранее философский факультет СПбГУ) проводится регулярный научно-исследовательский семинар Лаборатории исследований компьютерных игр (ЛИКИ).

Направления исследований Лаборатории:

  • компьютерные игры как медиа
  • генеалогия компьютерных игр
  • исследование интерфейсов
  • феномен геймификации
  • проблема субъективности геймера
  • проблема идентичности в играх
  • исследование специфики восприятия в компьютерных играх
  • проблема пространства и времени в видео- и компьютерных играх
  • интерактивность и интеракция в компьютерных играх
  • людология и нарратология
  • критический разбор текстов game studies
  • проблема телесности геймера
  • конституирование социальной реальности посредством компьютерных игр
  • аналитика notgames
  • этический горизонт компьютерных игр
  • глитчи, перформансы, инсталляции в играх и др.

С результатами работы ЛИКИ можно ознакомиться в соц. сетях: https://vk.com/liki_lab, https://facebook.com/lab.liki/.

О семинаре ЛИКИ

По замечанию немецкого медиафилософа Норберта Больца, компьютер, используемый в качестве игрушки, является инструментом вхождения в мир новых технологий. Новые медиа открываются нам только в процессе игры. Развивая эту мысль, петербургский медиафилософ Валерий Савчук предлагает рассматривать компьютерные игры в качестве «королевских ворот», привилегированного входа в медиареальность, которая – в свете тезиса «Все есть медиа» – является реальностью каждого. Лаборатория исследований компьютерных игр, обращаясь к неразработанной в отечественной науке проблематике, с одной стороны, изучает опыт зарубежных коллег (теоретиков дисциплины game studies), подвергает их тексты критическому разбору, транслирует концепты в российское научное пространство, а с другой стороны, учитывая медиальную проблематику, разрабатывает новые методы и инструментарий для аналитики компьютерных игр в контексте медиафилософии. Актуальность семинара в том, что он создает уникальное коммуникационное пространство, выступая в качестве лаборатории мысли, в которой возможно столкновение точек зрения как практиков (геймеров и представителей игровой индустрии), так и теоретиков.

Целями семинара является аналитика компьютерных игр, нового измерения медиареальности, создание адекватного понимаю компьютерных игр методологического и концептуального аппарата в диалоге между философами, социологами, геймдизайнерами, геймерами, специалистами в области программирования и теории игр, культурологами, музееведами и т.д.

В задачи семинара входит разработка ряда проблем, возникающих в эпоху новых медиа в связи с феноменами геймификации, (де)субъективации медиального поля, эстетизации действительности, трансформации телесности геймера и др. Среди ближайших задач семинара можно отметить:

  • разработка темы конституирования социальной реальности в компьютерных играх (от спецификации топосов игр и регистрации уникальных феноменов, например внедрения компьютерных игр в образование, до изучения феноменов сетевой интеракции и коммуникации в MMORPG);
  • исследование трансформации этических и эстетических установок в реальности, задаваемой и определяемой компьютерными играми;
  • исследование игр как новой формы искусства;
  • разработка проблемы ремедиации (новые медиа включают в себя старые: кино – литературу, игры – кино и/или литературу и т.п.);
  • исследование медиальной природы игры;
  • разработка концепта «машина игры»;
  • отслеживание медиальных инстанций регуляции восприятия, определяющих переживания и опыт геймера (интерфейсы, игровые механики, аппараты захвата внимания, синтетические аппараты воображения, оптические медиа и др.).

ПЕРЕЙТИ К СПИСКУ СЕМИНАРОВ

Share